Мебель в стиле жакоб
Мебель в стиле жакоб была, преимущественно, фанерованной, с ограниченным использованием массива красного дерева и с декором в виде простейших рифленых и штампованных тяг и розеток из тонкой листовой латуни. Художественный эффект подобных предметов основывался на сочетании текстуры древесины и золоченых накладок, подчеркивающих геометрически ясные формы, обусловленные функциональными и конструктивными требованиями.
Стулья с жесткими прорезными спинками, легкие полумягкие кресла, выполненные из массива, изящные столики и некрупные корпусные предметы отличались соразмерностью человеку, рациональностью конструкции и изяществом декорировки, что, бесспорно, нравилось современникам и привлекает в этой мебели до сих пор.
Экзотическая древесина из далеких стран «величественными скатертями фанеры» облекала плоскости предметов, а узкие латунные тяги и геометрические накладки оттеняли красоту и бархатистость ее текстуры.
До наших дней сохранились отдельные, довольно редкие экземпляры корпусной мебели в стиле жакоб, облицованные красным деревом.
Замечательной находкой краснодеревцев, работавших в «стиле жакоб», стало украшение мебели, вставками из расписного стекла или стекла, выполненного в особой технике — «эгломизе». Декор в подобных предметах исполнялся на внутренней поверхности прозрачного стекла-вставки и использовался даже для украшения столешниц небольших столов.
Технические приемы гравировки и росписи по стеклу были изобретены егце римлянами; их применяли 6 эпоху средневековья и Ренессанса, французский рисовальщик, гравер, антиквар и писатель Э.Ж.-Б.Гломи разработал технику украшения стекла золотой или серебряной фольгой, силуэтом из и,ветной бумаги, иногда с росписью. Эта техника получила название «verre eglomise» («стекло Гломи» — фр.).
Изобретение Гломи, понравившееся соотечественникам, получило широкое распространение в странах Европы, однако использовались для декорирования мелких вещей — шкатулок, табакерок, пуговиц, для создания модных в то время силуэтов. Употребление вставок в технике «эгломизе» для украшения мебели сопутствовала ограниченной гамме декора таких стеклянных плакеток — золото, серебро, синий, черный, реже белый цвета, но за счет применения золотой амальгамы они были чрезвычайно нарядны и прекрасно сочетались с латунным убором, дополняя и усиливая контраст между фанеровкой красного дерева и блеском желтого металла.
Большие вставки стекла, художественно обработанные в технике «эгломизе», были одной из отличительных особенностей русской мебели столичного происхождения.
Мебель с «эгломизе», изготовленным домашним способом, есть во многих музейных коллекциях и до сих пор встречается — правда, крайне редко — на антикварном рынке . В этих предметах наивность сюжетов кажется трогательной, а примитивность исполнения придает им особую прелесть. Мебель в «стиле жакоб», изящная, практичная и удобная, нравилась современникам и сегодня по праву принадлежит к лучшим достижениям мебельного искусства.