Начало / Постмодерн



Мебель постмодерна

Дизайн мебели конца XX и начала XXI столетия отмечен появлением произведений, столь сильно отличающихся от предшествовавших форм, что обусловливает интерес к природе этого явления, принципам, методам и закономерностям процесса его формообразования. Традиционное представление о ритме, объеме, массе, масштабности, системе членений, о собственно композиционном принципе проектирования мебели пересматривается в связи с появлением новейших материалов, технологий и возрастанием роли художественной выразительности в формообразовании объектов дизайна. Сложившиеся каноны и принципы проектирования в период функционализма породили усредненность, безликость и бездуховность предметной среды.

Кровать в стиле постмодернаПоток массового производства стандартных вещей не имел ярко выраженного художественного образа, что способствовало активизации общих глобальных процессов в дизайне, направленных на поиск выразительных, индивидуализированных форм. Это обстоятельство предопределило необходимость исследования художественно-образных и композиционных особенностей объектов дизайна, определение баланса между ними и функцией, формой и содержанием с целью достижения гармонизации и комфорта предметной среды, адекватной материальным и духовным потребностям человека. 

Приоритетом в художественном проектировании мебели на современном этапе, помимо ее технологических и потребительских качеств, стало формирование выразительного образа объекта дизайна, как высшего продукта творчества. Эта тенденция находит отражение в отличительных признаках мебели постмодерна, и выражается в применении различных художественных приемов, исторических традиций, национальных особенностей, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. 

Именно в данный период, новейшие научно-технические возможности позволяют реализовывать в полной мере самые фантастические проекты, которые требуют эстетического и художественного осознания. Участие профессионального дизайнера, владеющего приемами эстетизации пластики в рамках только пропорций, масштабности, тектоники и т.п., отражающих исключительно материальные свойства, недостаточно для того, чтобы считать вещь произведением. 

Даже наличие таких свойств, как типизированность, индивидуализированность, обобщенность, зафиксированных в пластике вещи, делает ее художественно выразительной, но не превращает в произведение искусства, ибо эти свойства больше «работают» на эстетическую выразительность конструкции, функции и материала. Поэтому вполне правомерно обратиться к наиболее яркому свойству художественной выразительности - метафоричности. 

Порой мебель становится похожа на скульптуру, с тем лишь отличием, что несет в своем синтезе помимо художественных, декоративных качеств и достоинств еще и функциональный эквивалент. Переосмысление ценностей произошло в последние годы не только в сознании профессионалов-дизайнеров. 

Существенно изменилось отношение к эмоционально-образному содержанию в объектах мебели и у потребителя. При выборе предмета мебели потенциальным покупателем сегодня акцент на ее художественные качества и достоинства имеет первостепенное значение. 

В этой новой ситуации привычный опыт восприятия дизайн-форм мебельного творчества оказывается недостаточным, культурные феномены в нем приобретают решающее значение, этот факт требует осмысления, необходимого как для профессиональной практики, так и для теоретического аспекта композиции. Однако на данной стадии художественного осмысления формы ещё остаётся много невыясненного в его внутрипрофессиональной специфике. 

Основное внимание стоит обратить на внутридизайнерскую морфологическую разработку. Эстетический потенциал выразительной формы мебели весьма важен для дизайнера, ибо дает возможность ориентироваться на эстетическую норму, на критерии целостности, логической взаимообусловленности элементов и смысловое содержание, определяемое этой формой. В свою очередь, художественно-проектное мышление развивает сдвоенный (образные категории на основе композиционных вариаций формы) тезаурус и технику работы с ним, формирует упорядоченное представление об образах объемных моделей, их восприятия и их создания. 

Средовой утилитарный объект немыслим вне художественно-композиционной системы, ибо она органично включает в себя единство функциональной, социальной и эстетической организованности. Поэтому в формировании объемно-композиционной структуры мебели исключительно важная роль принадлежит принципам целостности и целесообразности, объединяющим утилитарно-функциональное, эстетическое, полезное и достаточное, которые организуются по принципам эстетической гармонизации и образной выразительности. 

Стремление человека к улучшению качества жизни выдвигает перед дизайнерами проблему, связанную с конкурентоспособностью мебели, которая должна отличаться оригинальностью, образностью, новизной художественных решений, соответствовать требованиям стиля и основным модным тенденциям. Не менее важным является и то, что со второй половины XX столетия, в период постмодерна, существенное продвижение в теоретических концепциях проектирования было получено на основе семиотической интерпретации композиции; произошло значительное обогащение палитры профессиональных художественных средств. 

Сегодня культурные феномены в формообразовании мебели приобретают решающее значение. Эта тенденция требует научного осмысления, необходимого как для теории, так и для практики дизайна мебели.





© 2006-2017. При копировании материалов сайта, гипперссылка на www.rubikon-s.ru обязательна.


Rambler's Top100